Как устроен рынок франчайзинга?
Для многих франчайзинг выглядит как легкий способ начать свой бизнес. Предпринимателям кажется, что они меньше рискуют, покупая готовую бизнес-модель. Есть заблуждения и у франчайзеров. Некоторые владельцы бренда воспринимают это как простой и ни к чему не обязывающий способ дополнительного заработка. Как же все обстоит на самом деле? Разберемся в этой статье.
Франчайзинг – что это такое
Сначала обозначим, что принято понимать под этим. Франчайзинг подразумевает продажу прав на использование символики бренда, его бизнес-модели и различных маркетинговых технологий. Состав пакета может быть разным. Многие формируют сразу несколько предложений для своих будущих франчайзи. Дополнительно могут предлагаться:
- Обучение персонала.
- Консультация по общению с клиентами.
- Скрипты продаж.
- Рекламные материалы.
- Списки проверенных поставщиков и многое другое.
За права выплачивается паушальный взнос. Также многие бренды требуют роялти – ежемесячные отчисления за использование франшизы. Размеры взносов зависят от известности и величины родительского бизнеса.
Франчайзер (владелец франшизы) таким образом масштабирует свою сеть, получая возможность попасть в регионы, которые он не смог бы охватить самостоятельно. Покупатель прав минимизирует риски, связанные с созданием собственной бизнес-модели, поиском ниши и разработки концепции будущего предприятия.
В каких нишах больше всего франшиз
Сегодня этим явлением охвачены практически все сферы и отрасли. Однако наиболее распространены франшизы в следующих нишах:
- Общественное питание.
- Розничная торговля.
- Бьюти-сфера.
- Медицина и здоровье.
Франшизы фастфудов, кафе, кофеен, алкомаркетов остаются самыми популярными последние несколько лет. Все больше представлены интернет-магазины (в частности, в соцсетях) и маркетплейсы, а также другие способы продажи товаров. Растет количество массажных и парикмахерских салонов, нейл-студий, косметологий, медицинских центров, желающих продать права на свой бренд.
Заметно меньше на рынке франшиз строительных и ремонтных компаний, дизайнерских бюро, производственных предприятий и частных ремесленных мастерских. Однако их тоже можно отнести в своеобразный топ.
Какими бывают франшизы
Права на бизнес-модель и использование товарного знака могут быть эксклюзивными или нет. Также некоторые предлагают мастер-франшизы. Такой подход особенно распространен при выходе на международный или малознакомый рынок. В этом случае компания передает права на продажу своих франшиз другой фирме.
Сотрудничество может быть стандартным или свободным. Разница в степени вовлеченности и контроля франчайзера за покупателем прав. Во втором случае это вмешательство минимально. Корпоративная франшиза является самой строго регламентированной. Это свойственно крупным брендам, которые переживают за свою репутацию. При франшизе под ключ за покупателя практически запускают бизнес, используя лишь его финансовые возможности.
Рынок франчайзинга: распространенные заблуждения
Думая над такой моделью бизнеса, нужно иметь в виду:
- Для оформления франчайзинга не существует специального договора. Для этого используются различные типы соглашений. Например, можно заключить договор коммерческой концессии. Он позволяет передавать права на применение торговой марки. Также распространены агентские и лицензионные соглашения. В любом случае нужно тщательно контролировать содержание документа, чтобы не столкнуться с судом и другими неприятными моментами.
- Передавать права можно только на то, что зарегистрировано. Иначе любые соглашения будут недействительны и франчайзи может остаться ни с чем. Будет нелишним проверить факт регистрации в Роспатенте или попросить соответствующее свидетельство с номером у владельца бренда.
- Любой бизнес предполагает работу. Многие франчайзи считают, что облегчили себе жизнь, выбрав такую модель. На самом деле это предполагает такую же вовлеченность и необходимость заботиться о персонале, аренде, закупках, продвижении. Для запуска такого предприятия нужны будут средства не только на паушальный взнос, но и на оснащение точки. Да и взносы придется платить в любом случае, даже если пока бизнес не приносит достаточно дохода.
- Франшиза известного бренда может оказаться провальной. Такое часто бывает, когда покупатель прав не тратит достаточно времени на исследование рынка. Громкое имя не всегда гарантирует спрос на продукцию. Лучше изучить интересы клиентов региона заранее.
Кроме того, на рынке появляется много франшиз-пустышек, за которыми не стоят серьезные бренды. Выяснить это можно только с помощью глубокого ресерча и тщательного сбора информации. Франчайзеры же нередко страдают от недобросовестности своих партнеров.
Чтобы сократить риски или грамотно выйти из неприятной ситуации, лучше обращаться к юристам, которые специализируются на защите интеллектуальной собственности – их можно найти в юридической фирме «Городисский и Партнеры». Они помогут вписаться в рынок франчайзинга без потерь.